Восстановление лакокрасочного покрытия 4
Сен
Особенности лакокрасочного покрытия иномарок предполагают и некоторые отличия в технологии при его восстановлении и ремонте. Кроме большего количества защитных слоев, существует еще одна проблема — совместимость материалов. Если вы обладатель иномарки, лакокрасочное покрытие которой требует ремонта, вам следует ознакомиться с особенностями многослойного лакокрасочного покрытия этих автомобилей. Внешний слой покрытия — лак, под которым находятся другие слои красок, выполняющих роль подложек, сцепляемых с основой, или закрывающих незначительные дефекты окрашиваемой поверхности. Эти слои красок являются промежуточными, далее они обеспечивают сцепление последнего отделочного слоя.
Различают три типа промежуточных покрытий: защитные покрытия, грунты, шпатлевки.
Защитные покрытия называют также первыми. Есть различные категории защитных покрытий, отвечающих
специальным требованиям. Само защитное покрытие представляет собой очень жидкий продукт, предназначенный для обеспечения сцепления наносимых слоев краски с окрашиваемой поверхностью. Оно не создает внешний вид, не устраняет незначительные дефекты поверхности кузова.
Защитные покрытия наносят очень тонкими, почти прозрачными слоями, позволяющими видеть основу. Нанесение защитного покрытия производится краскопультом, толщина слоя составляет 5—10 мкм. Сушка нанесенного защитного покрытия происходит очень быстро, почти мгновенно. Покрытие не подвергают шлифованию.
Слои защитного покрытия в порядке их нанесения можно представить в следующем виде:
-первичные реактивные покрытия, называемые первичными тонкими слоями; они представляют собой краски, содержащие ингибиторы, предотвращающие процесс ржавления; покрытия выполняются чаще всего на виниловой основе;
-хромофосфатные защитные покрытия, по своей природе виниловые, и бывают одно- или двухком-понентные (вторым компонентом является разбавитель-катализатор). Эти покрытия обеспечивают пассивацию (создают пленку окислов, предохраняющую металл от коррозии) поверхности металла и сцепляются с поверхностью.
При восстановлении покрытия иномарок приходится восстанавливать все слои. В инструкциях изготовителей указывается совместимость покрытий с различными металлами, размер сопла, устанавливаемого на краскораспылитель, давление воздуха, вязкость и время сушки. Покрытия получили свое название из-за применения красителя с
антикоррозионным хроматом и разбавителя, содержащего ортофосфорную кислоту. Кислота реагирует с металлом и пассивирует его, одновременно она вызывает отверждение смолы покрытия и повышает коррозионную стойкость красителей.
При недостаточном разбавлении покрытия, полного отверждения смолы не происходит, не полностью проходит и пассивация опорной поверхности (основы). Излишек разбавителя также вызывает дефекты, так как фосфорная кислота жадно поглощает воду. Будучи в избытке, кислота поглощает влагу, просачивающуюся через пленку краски, и вызывает вздутие краски, которое проявляется в виде мелких пузырей. Наилучшее сцепление обеспечивают хромофосфатные покрытия. Остаток разбавленного защитного покрытия не может храниться долго, поскольку полимеризация начинается с момента разбавления.
Для восстановления защитных покрытий применяют:
-целлюлозные покрытия — они выпускаются готовыми к употреблению, подходят для обработки небольших участков с нанесением промежуточных слоев на целлюлозной основе и с покрытием акриловыми красками;
-глифталевые покрытия — предназначены для последующего нанесения на них слоев на глифталевой основе.
О химических свойствах этих материалов мы говорили в предыдущих разделах.
Наносят защитные покрытия щеткой (кистью) на обезжиренные, зачищенные, технически чистые поверхности. Покрытия очень эластичные, имеют хорошую коррозионную стойкость.
Защитные грунты (называемые также первоначальными поверхностными покрытиями) представляют собой
грунты, в которые введены антикоррозионные добавки для обеспечения высококачественного сцепления непосредственно с металлической поверхностью или пластмассами. Толщина пленки грунта позволяет производить шлифование. Применяют следующие виды защитных грунтов:
-универсальные нитросинтетические, хромофосфат-ные с реактивным разбавителем. Их готовят непосредственно перед употреблением. На эти грунты можно наносить окончательные слои на целлюлозной, глифталевой и акриловой основах;
-целлюлозные защитные грунты могут наноситься из краскопульта на железосодержащие сплавы и на старые покрытия. После сушки в течение двух часов эти грунты подвергают обработке шлифовальной шкуркой № 400. На целлюлозные защитные грунты могут наноситься промежуточные слои на целлюлозной или акриловой основах, нанесение слоев на глифталевой основе противопоказано;
-полиуретановые защитные грунты — состоят из двух компонентов, смешиваемых непосредственно перед употреблением и разбавляемых соответствующими разбавителями. Обладают хорошими антикоррозионными свойствами и хорошим сцеплением с металлами, а также с некоторыми пластмассами. Полиуретановые грунты быстро сохнут. На них наносят последующие слои на целлюлозной, глифталевой или полиуретановой основе, причем каждый последующий слой накладывается на еще влажный предыдущий. По истечении двух часов можно накладывать грунты или полиэфирные покрытия. Эти грунты в основном используются при окраске автокар и т. п.;
- изолирующие эпоксидные защитные грунты, также
состоят из двух компонентов, смешиваемых непосредственно перед применением и разбавляемых растворителем. Они обеспечивают изоляцию старой, сомнительной, основы. На эти грунты можно наносить целлюлозные, глифталевые, акриловые или полиуретановые лаки. Обладают хорошим сцеплением с металлами (за исключением меди) и эпоксидными и полиэфирными слоистыми пластиками. Затвердевание грунта перед шлифованием или окончательной отделкой происходит в течение 8 часов
(сушка происходит в течение 3 часов) при температуре 20 °С. Это время может быть сокращено до 1 ч при повышении температуры до 60 °С.   Защитные грунты распыляются из краскораспылителя, снабженного соплом для грунта. Толщина слоя зависит от типа грунта и обычно находится в пределах 30—50 мкм.
Грунты, называемые также поверхностными покрытиями, представляют собой матовые или глянцевые краски, обеспечивающие первоначальный закрывающий слой в процессе окраски. Роль этих грунтов заключается в следующем:
-скрыть небольшие погрешности поверхности, подвергаемой окраске (шлифовальные риски, легкая пористость);
-предотвратить возможное проникновение влаги;
-служить подложкой для отделочного лака;
-приблизить цвет поверхности к цвету отделочного лака, для этой цели применяются грунты различных цветов: белый или светло-серый для грунтов светлых и ярких тонов, темно-серый или коричневый — для лаков темных тонов.
Грунт обязательно должен соответствовать типу краски.
Целлюлозные грунты быстро высыхают, поддаются шлифованию. Ранее применяемые составы целлюлозных лаков обеспечивали пористую поверхность основы, которую подвергали тщательному шлифованию. Довольно часто маляры применяли эти грунты в качестве подслоя под нанесение отделочного глифталевого лака, так как глифталевые грунты медленно высыхают. Новые композиции целлюлозных лаков обеспечивают твердые, тонкие и гладкие подслои. Они предназначаются в качестве подложек целлюлозных или акриловых отделочных лаков. Нельзя применять эти грунты под отделочные глифталевые лаки.
Грунт наносится из распылителя на металл, покрытый защитным грунтом, или на старую отполированную основу. Некоторые составы грунтов обеспечивают возможность обработки шлифованием по истечении менее 1 часа, затем наносится отделочный глифталевый лак. Лак наносят на старую матированную подложку, а также на металл, покрытый одним или несколькими слоями защитного целлюлозного или универсального покрытия. Лак накладывают в один или несколько перекрестных слоев, в зависимости от желаемой степени закрытия поверхности, соблюдая время сушки между слоями (10—15 мин). После сушки (2—3 ч) производится шлифование. При необходимости разбавления лака необходимо руководствоваться указаниями изготовителя.
Глифталевые грунты ранее применяемых композиций характеризовались большой продолжительностью сушки (около 12ч). Грунты новых составов требуют меньше времени для сушки, после нее на них наносят лак (двумя способами), причем каждый последующий слой накладывают на влажный предыдущий. Грунт распыляют на старую матированную подложку, которую закрывают
первым слоем, затем наносят второй негустой слой. Дается выдержка 15 мин для испарения растворителя (матовая поверхность), после чего накладывают слой отделочного глифталевого лака. Такой метод носит название непрерывного и позволяет сократить время ремонта. Однако окраска выполняется не столь качественно. Данный способ подходит для окраски с минимальными затратами.
При осаждении пыли на слой нанесенного грунта наносить отделочный слой не рекомендуется. В таком случае для затвердевания грунта дается 24 ч, после чего поверхность зашлифовывают и наносят слой отделочного глифталевого лака.
Полиуретановые грунты являются двухкомпонентными, их смешивают перед применением, соблюдая указанное соотношение, и добавляют в них соответствующий разбавитель. Полиуретановые грунты могут иметь хорошее сцепление непосредственно с металлом кузова, некоторыми пластмассами, а также со старыми технически чистыми подложками. Полиуретановый грунт быстро затвердевает, хотя длительность затвердевания в значительной степени изменяется в зависимости от характеристик грунта и его марок. Ускоренная сушка проводится в сушильной камере при температуре 60 “С. Время сушки находится в пределах от 45 мин до 1 ч 15 мин. На некоторые из грунтов можно накладывать акрилопо-лиуретановый или полиуретановый лак, с интервалами 10—15 мин между наложениями слоев, для испарения растворителя.
Полиуретановые грунты, обладающие наилучшей кроющей способностью, обеспечивают толщину покрытия в пределах 200—300 мкм. Полиуретановый грунт не подвергается действию растворителей и множества химических
Двухсоставные грунты имеют следующие особенности. После смешивания смолы с отвердителем протекает химическая реакция. Смесь остается жидкой в течение строго определенного времени. Сразу после окончания нанесения грунта необходимо тщательно промыть инструмент, чтобы избежать непоправимого повреждения. Промывку производят разбавителем или очистителем, предусмотренным для этой цели.
Двухсоставные грунты позволяют наносить довольно толстые слои, что дает возможность обходиться без шпатлевания (толщина пленки полиэфирного грунта достигает 300 мкм, в то время как целлюлозного или глифталевого — 40—50 мкм). При затвердевании посредством химической реакции не происходит усадки грунта, обеспечивается значительная толщина покрытия.
Двухсоставные грунты наносят из краскораспылителей при температуре 20 °С.
Сушка или затвердевание грунтов происходит медленнее при температуре 20 °С (рекомендуется поддерживать температуру не ниже 15 °С), чем при более высокой температуре. Следовательно, сушка с помощью специальных сушильных приборов или в сушильных камерах позволяет значительно снизить время этого процесса.
Особенности шлифования
Если шлифование грунта производится с водой шлифовальной шкуркой, необходимо обильно промывать поверхность чистой водой и высушивать слой замшей.
При шлифовании всухую необходимо обеспечить отсос пыли.
реагентов, поэтому его рекомендуют для автомобилей, эксплуатируемых в агрессивных средах.
В качестве отделочного слоя наиболее часто применяют полиуретановый лак, однако в равной мере используют глифталевый и целлюлозный.
Полиэфирные грунты также состоят из двух компонентов, которые смешивают и разбавляют перед применением. Грунт наносят непосредственно на железосодержащие сплавы, обезжиренные и очищенные от ржавчины, на предварительно зачищенные слоистые эпоксидные и полиэфирные пластики, на старую шлифованную подложку, за исключением целлюлозных и акриловых покрытий воздушной сушки.
Грунты распыляют последовательными слоями, не дожидаясь высыхания. Толщина пленки может достигать 300 мкм, без подтеков и других дефектов при затвердевании. Период использования грунта составляет 30-45 мин. Влажность окружающей среды не должна превышать 70 %. Затвердевание до начала шлифования (при температуре окружающей среды 20 °С) происходит в течение 4 часов. Шлифуют покрытия последовательно шлифовальной неводостойкой шкуркой № 220, 360 или 400.
Затвердевание грунтов может быть ускорено нагревом и завершиться за 30 мин при температуре 80 °С.
Грунт воспринимает все отделочные лаки, однако его используют главным образом для покрытия обширных поверхностей и очень редко для ремонта небольших участков.
Эпоксидные грунты также представляют собой двух-компонентные составы. Условия нанесения такие же, как и полиэфирного. Особенно хорошо эпоксидный грунт покрывает слоистые эпоксидные и полиэфирные пластики. В качестве отделочного лака по этим грунтам применяют полиуретановый.
При шлифовании снимать слой грунта полностью нельзя. Если это произошло, поврежденную поверхность необходимо покрыть грунтом повторно.
При ремонте кузовов иномарок приходится сталкиваться с деталями листовой обшивки из алюминиевых сплавов. Достаточно широко распространено мнение, что краска не пристает к листу из алюминиевого сплава, а с течением времени отлущивается. Такой процесс может происходить и на самом деле, если при подготовке деталей кузова под покраску не соблюдаются определенные меры предосторожности. Если лист из алюминиевого сплава зачищен, т. е. с него снята краска вместе с грунтом и металл совершенно чистый, он окисляется очень быстро. Очевидно, надо предотвратить возможность образования окиси алюминия. Для этого тщательно протравленная деталь кузова из алюминиевого сплава должна быть покрашена в течение двух часов после очистки. При несоблюдении этого срока могут возникать дефекты, в результате плохого взаимодействия грунта и краски с поверхностью листа. Чистый алюминиевый лист предварительно необходимо покрыть тонким первоначальным слоем краски.
При ремонте автомобилей, покрытых при изготовлении металлизированным акриловым лаком, их следует окрашивать также акриловыми материалами. Связка акриловых лаков прозрачная, а связка глифталевых слегка янтарного цвета, что приводит к различной прозрачности и отражательной способности.


Posted by admin in on 09 4th, 2012