
Моющие средства |
4 Сен |
Как мыть автомобиль? В автосервисе — это не ответ для нашего человека. Конечно, мы прибегаем к услугам автомойки, и таких становится все больше. Но мыть самому свою машину — в этом есть нечто особенное! Обычно моют автомобиль так. Сначала обливают несильной струей воды, ждут несколько минут, пока грязь размякнет, а затем щеткой, смоченной в заранее приготовленном растворе шампуня, обрабатывают поверхность кузова, обильно поливая эти места водой (лучше из шланга). Если автомобиль сильно загрязнен, практичнее сначала вымыть его снизу на эстакаде, а потом уже сверху, начиная с крыши и кончая низом. В последнюю очередь моют колеса. После мытья шампунем кузов необходимо тщательно ополоснуть чистой водой.
Лучше всего использовать для мытья резиновый шланг, но только без металлического наконечника, чтобы ненароком не поцарапать покрытие кузова. Для мойки необходима также щетка с длинным мягким волосом либо большая малярная кисть. Очень многие автолюбители для мойки кузова используют поролоновую губку или тряпку. С применением этих средств надо быть внимательным: они хорошо удерживают в себе грязь, которая, как наждак, может испортить верхний слой покрытия кузова.
Запомните, вы затратите меньше труда, если будете мыть автомобиль сразу после поездки, когда грязь еще не засохла; но обязательно подождите, пока остынет капот, так как при резком охлаждении водой в покрытии возможно образование микротрещин. По этой же причине не мойте автомобиль летом под прямыми солнечными лучами.
Если автомобиль моют с помощью шланга, то, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие, давление воды не должно быть слишком большим. Только для мойки днища автомобиля в целях экономии воды его можно несколько увеличить.
Засохшую грязь нельзя скоблить твердыми предметами, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие автомобиля, сначала ее следует размягчить слабой струей воды.
После удаления капель воды поверхность кузова протирают чистой сухой тряпкой. Очень важна эта последняя операция, на которую, как правило, не обращают внимания: удаление с чистой поверхности оставшихся капель воды. Капли воды действуют как лупы. Сконцентрированные ими солнечные лучи образуют на лакокрасочном покрытии кузова белесые пятна. Для удаления капель лучше всего использовать замшу, предварительно смоченную в чистой воде и отжатую.
Мыть автомобиль следует холодной или теплой водой, но не горячей. Разница между температурами кузова и воды не должна превышать 15—20 С. Если мыть автомобиль горячей водой, это приведет к образованию микротрещин в краске и последующему быстрому ее разрушению. Поэтому, если автомобиль стоял длительное время на морозе, его целесообразно поставить в теплое место для обогрева, а перед выездом на мороз вымытую поверхность надо хорошо протереть ветошью.
Особое внимание уделяют стеклам. Их не рекомендуется протирать сухими тряпками, а сухое ветровое стекло — очищать щетками стеклоочистителя. Объясняется это требование тем, что сухая грязь и пыль, попадая на тряпку, воздействуют на стекло как наждачная бумага и царапают его. Стекло тускнеет, каждая царапина преломляет световые лучи под разными углами. В ночное
время это является одной из причин ослепления водителя от света фар встречного автомобиля.
Периодически, для удаления со стекла пленки, образующейся от трения резины по стеклу и мешающей очистке стекла от воды, полезно протереть ветровое стекло и щетки стеклоочистителя 10— 15%-ным раствором соды.
Остатки воды после мойки способствуют разрушению краски и развитию коррозии. Удаляют остатки воды сушкой и обтиркой. На станциях технического обслуживания для этих целей автомобили обдувают воздухом. Лучше всего автомобиль обтирать чистыми тряпками, замшей, фланелью, периодически промывая их в воде. Во время обтирки кузова с него снимается серый налет грязи, находящийся в дисперсном состоянии и плохо смываемый струей воды.
Если на улице мороз, а вы вымыли автомобиль в теплом помещении, то, прежде чем выехать на улицу, протрите кузов насухо. Иначе капли воды замерзнут, и под ними в лакокрасочном покрытии кузова могут образоваться трещины.
Перед тем как начнете мыть кузов, не забудьте прочистить дренажные отверстия дверей, порогов, а также передних крыльев, иначе попавшая во внутренние полости вода будет являться активным источником коррозии.
По трудности удаления с поверхности автомобиля, загрязнения можно условно подразделить на три вида: слабосвязанные (песок с глиной), среднесвязанные (песок с глиной и с примесями органических и маслянистых веществ) и прочносвязанные (смолистые загрязнения).
Слабосвязанные загрязнения можно смыть водой, среднесвязанные и прочно связанные загрязнения удалить с помощью одной только воды вряд ли удастся. Но все они удаляются с помощью моющих средств. При этом, первое правило: нельзя использовать для мытья кузова
автомобиля обычные синтетические моющие средства, а также мыло.
Для мытья лакокрасочных покрытий, а также обивки и пластмассовых деталей автомобиля применяют автошампуни, куда входят поверхностно-активные вещества, спирты, карбоксиметилцеллюлоза, триполифосфат натрия, капролактам, жидкое натриевое стекло, полиакриламид.
Рецептуры автошампуней разрабатываются с таким расчетом, чтобы они не оказывали коррозионного действия. Есть автошампуни, применение которых способствует антикоррозионной защите.
Автошампуни выпускаются в виде жидких, пастообразных и порошкообразных препаратов.
Жидкими автошампунями моют лакокрасочные покрытия и обивку автомобилей, для чего, по инструкции, определенное количество шампуня растворяют в воде и с помощью губки, ветоши или мягкой щетки моют поверхность, затем обмывают ее чистой водой. Шампунь можно использовать на моечных установках: 50 г на автомобиль. Для этих же целей служит автошампунь концентрированный, который перед ручным мытьем разбавляют водой в соотношении 1 : 200, затем моют поверхность автомашины как обычным шампунем.
Механическая мойка производится согласно инструкции для моечных установок. Расход препарата при автоматической мойке 35—50 г автошампуня на автомобиль.
Средствами типа автошампунь с антикоррозионным эффектом моют вручную или на моечных установках лакокрасочные покрытия автомобиля так же, как концентрированными. В эти шампуни входят антикоррозионные добавки, устраняющие коррозионное действие воды на металл. Эти шампуни особенно рекомендуется применять для мытья поврежденного лакокрасочного покрытия.
ДЛЯ мытья и кратковременной консервации лакокрасочных покрытий автомобилей эффективны порошкообразные средства. Определенное количество порошка растворяют в 10 л воды. Кузов автомобиля обмывают водой, затем смачивают приготовленным раствором и равномерно смывают загрязнения начиная с крыши. Вся поверхность кузова при этом должна быть постоянно влажной. После мытья кузов ополаскивают несильной струей воды, чтобы не разрушить образовавшуюся защитную пленку.
Высокой эффективностью обладают автопрепараты для мытья порогов, предназначаемые для промывки закрытых полостей и днища кузова перед антикоррозионной обработкой.
А как моют автомашины в автосервисе?
В автосервисе приводить машину «в человеческий вид» начинают с наружной мойки. В ведро наливают автошампунь, затем воду — такой порядок позволяет лучше перемешивать компоненты. Температуру воды контролируют не слишком строго: руки мойщика должны легко терпеть ее. Если вода горячая, придется ждать, пока остынет, поскольку лакокрасочному покрытию кузова горячая вода вредна. Совсем холодная вода также ни к чему, стынут руки, и шампунь работает хуже.
Показатель качества шампуня — пена, хорошие шампуни сильно пенятся. Пена при мытье кузова выполняет роль смазки, препятствующей образованию царапин, и удерживает поверхностно-активные вещества, специальные очистители и воски на протяжении всей мойки. При использовании высококачественных автошампуней на поверхности кузова остается восковой защитный слой. Удобно мыть специальной губкой, с порами, в которые попадают твердые частицы и не царапают краску. Плотный поролон в качестве губки для мытья не годится. Можно мыть специальной щеткой.
Затем кузов ополаскивают большим количеством чистой воды и вытирают. Можно не вытирать, но если автомобиль высохнет на солнце, кузов покроется белыми пятнами: это растворенные в воде соли. Вытирают машину замшей, она хорошо впитывает воду, не оставляет на кузове волокон и одновременно втирает и располировывает воски. С очищенной поверхности лучи света отражаются параллельно и создают над лакокрасочным покрытием сияние. Замша может быть натуральная, но выгоднее пользоваться синтетической. Она дешевле, а служит не меньше и не хуже. Замшу неплохо заменит и старое махровое полотенце, именно старое. Новое полотенце хуже.
Если вы заметили, что верхний слой лакокрасочного покрытия начал разрушаться, можно с помощью автокосметики немного его улучшить. Для этого воспользуйтесь восстановителями цвета Color Back или «Антицарапин-Реставратор». Благодаря сверхтонкому абразиву и быстродействующим очистителям эти препараты помогают отшлифовать кузов хорошо и быстро. Восстановители снимают окисление (тусклый, шероховатый слой краски), восстанавливают цвет и блеск и завершают подготовку поверхности для нанесения защитного воскового полироля.
Хорошо восстанавливает покрытие универсальная паста «Антицарапин». Она не повреждает краску, но выравнивает шлифовкой неглубокие царапины. После этого остается только защитить покрытие восковым полиролем.
Если царапина достигает грунта или металла, шлифование тут не поможет, но дефект надо скрыть. Царапину заполняют восковым тонирующим карандашом, затем обрабатывают цветообогащенным (содержащим необходимый пигмент) полиролем.
Когда лакокрасочное покрытие окислено несильно и блестит, после мойки и протирки переходят к защитной
полировке. Для этого служат бесцветные или цветообога-щенные полироли, содержащие воск. Ими маскируют микротрещины. Они выравнивают поверхность, заполняют микротрещины, образуя защитный слой. Зерно микроабразивной пудры этих полиролей очень мелкое, она гладит поверхность. Процесс абсолютно безопасен для лакокрасочных покрытий.
Если автомобиль новый, мероприятия по удалению или маскировке поверхностных дефектов не нужны, можно сразу наносить защитный слой. В качестве защитного хорошо зарекомендовал себя неабразивный консервант блеска Gloss Guard. Консервант образует полимерное покрытие, которое защищает краску от пагубного влияния окружающей среды. Образованная консервантом прочная и скользкая пленка активно отталкивает грязь. Этот консервант блеска можно использовать на автомобилях постарше, в качестве дополнительного средства защиты поверхности, уже обработанной каким-либо восковым полиролем. Последовательность используемых препаратов такова: шампунь, восстановитель цвета, полироль и консервант блеска. Все препараты применяются по инструкции: их наносят, дают подсохнуть, затем располировывают.
Как часто надо проводить такую профилактическую обработку кузова? Верный признак такой: как только влага на поверхности кузова перестала собираться в капельки, пора обрабатывать кузов по полной программе. Детали из пластика (бамперы), как правило, пористые. Механически грязь из углублений не удалить, но можно использовать принцип ее химического замещения, например, чистящим составом Trim clean. Потом обработка продолжается средством, содержащим пигменты («Черный хром»). При обработке пластика принцип тот же — сначала поверхность очищают, затем покрывают защитным слоем. Для полного удовлетворения стоит позаботиться и о шинах.
С грязью поможет справиться любой универсальный очиститель для винила, пластика и резины. Но консерванты для резины почти не встречаются, есть комбинированные средства очиститель + консервант. На сроке службы покрышек обработка не скажется, но общий вид автомобиля улучшит.
О расходах. В столице профессиональная мойка, восстановительная полировка и химчистка стоят от 200 у. е. и выше. Дорого! Комплект препаратов для самостоятельной обработки обойдется в 30—50 у. е. Некоторых препаратов из этого набора хватит надолго, других — на очень долго. Стоимость своего труда мы обычно не считаем, так что решение очевидно, экономия огромная.
Для очистки особо загрязненных мест, пятен, ржавчины существуют пятновыводители. (Ими можно удалять загрязнения не только с автомобиля, но и с одежды и мебели.) Эти препараты находят стабильное применение как в период эксплуатации, так и при ремонте автомобиля. Их подразделяют на средства для чистки лакокрасочных и металлических поверхностей, а также чистящие средства для двигателя и очистители стекол.
Для удаления битумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочных поверхностей автомобиля достаточно эффективны жидкие препараты типа автоочиститель битумных пятен. Они содержат высокоактивные растворители (трихлорэтилен, керосин и др.). Чтобы удалить битумное пятно, очистителем увлажняют тампон из ваты или ткани и протирают загрязненное место, не допуская подтеков. Толстый слой битума предварительно размягчают обильно смоченным тампоном. После обработки поверхность вытирают сухой мягкой тканью.
Автоочиститель битумных пятен выпускают и в аэрозольной упаковке. Очиститель распыляют на очищаемую поверхность, а через 1 мин пятна удаляют тампоном.
После обработки поверхность протирают сухой мягкой тканью.
Чтобы удалить с металлических поверхностей ржавчину химическим способом перед нанесением на них антикоров битумных для днища или перед окраской применяют пастообразные очистители ржавчины типа Омега-1. В их составе карбоксиметилцеллюлоза, ортофосфорная кислота, аэросил, ингибитор. С помощью этих средств удаляют ржавчину с горизонтальных, вертикальных и потолочных металлических поверхностей. Сначала поверхность металла очищают от пластовой и рыхлой ржавчины, потом тщательно размешанный очиститель наносят шпателем или кистью слоем 1—3 мм на ржавую поверхность и выдерживают 5—30 мин, в зависимости от толщины слоя ржавчины. Затем очиститель удаляют сухой тканью или щеткой, поверхность протирают насухо.
Для быстрого удаления грязи, масел и других нерастворимых в воде загрязнений с поверхности двигателя и агрегатов автомобилей эффективны жидкие автопрепараты типа автоочиститель двигателя. Их выпускают как в обычной, так и в аэрозольной упаковке. Автоочиститель двигателя содержит бутиловый спирт, поверхностно-активные вещества, уайт-спирит и др. Перед употреблением этих автоочистителей предварительно отсоединяют аккумуляторную батарею.
Способ употребления прост. Перед употреблением очиститель взбалтывают, затем наносят на загрязненную поверхность распылителем или кистью. Через 10—15 мин загрязненное место промывают водой до полного удаления образующейся эмульсии. Чтобы очистить двигатель автомобиля, потребуется 500—700 см3 этого средства.
Очиститель двигателя в аэрозольной упаковке особенно удобен для обработки труднодоступных мест в двигателях воздушного охлаждения. Перед распылением
очистителя также сначала отсоединяют аккумуляторную батарею, а баллон встряхивают. Через 1—2 мин после распыления загрязненное место промывают водой до полного удаления образующейся эмульсии. (Коль скоро речь зашла о чистке двигателя, напомним, что чистить двигатель с помощью бензина нельзя!)
Для очистки ветровых, боковых и задних стекол кузова автомобиля при умеренных и низких температурах (до 27 С) применяют жидкие автопрепараты типа автоочиститель стекол, содержащие спирты, ПАВ (поверхностно-активные вещества) и др. Мыть стекла автомобиля очистителем для оконных стекол не рекомендуется. Ветровые стекла чистят вручную либо при помощи смывателя. Очиститель разбавляют водой в соотношении 1 : 5. При низких температурах (ниже — 5 °С) нужно заполнять бачок омывателя ветрового стекла неразбавленным очистителем. Препараты для чистки стекол продают также в аэрозольной упаковке.
Чтобы удалить загрязнения с лакокрасочных покрытий и декоративных деталей автомобиля без воды (в зимнее время), можно использовать быстромоющие средства с силиконом. При пользовании средствами этого типа на очищенной поверхности образуется защитная пленка, предохраняющая лакокрасочные и гальванические покрытия от атмосферных воздействий. Препараты наносят на загрязненную поверхность при помощи губки. Через 3—5 мин загрязнения удаляют ветошью, а очищенную поверхность располировывают сухой мягкой тканью. И в данном случае напомним читателю, что для снятия труд-носмываемых пятен на лакокрасочном покрытии пользоваться бензином недопустимо.
Не стоит забывать и о таких средствах, как автоочистители накипи. Эти жидкие или порошкообразные средства служат для снятия накипи из системы охлаждения
автомобилей. Жидкие средства содержат уксусную кислоту, динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, карбоксиметшщеллюлозу, ПАВ и др.
Технология применения их следующая. Средство разбавляют водой (1:7), и полученный раствор заливают в систему охлаждения. Двигатель запускают на 1—3 ч (в зависимости от количества накипи), затем содержимое сливают и трижды промывают систему: раствором кальцинированной соды (стакан соды на 8 л воды), горячей водой, холодной водой. Расход препарата: для системы охлаждения вместимостью 8 л достаточно 1 л автоочистителя.
Для снятия нагара с головок цилиндров, поршней, клапанов выпускных трубопроводов и свечей зажигания двигателей применяют автопрепараты типа автоочиститель нагара, содержащие растворители (керосин, ксилол и др.) и автомобильное масло. Используют препарат при прогретом двигателе в соответствии с указанным на этикетке способом применения.
Много проблем автолюбителям доставляют зимние холода. Для удаления льда и инея со стекол автомобиля, предотвращения их обледенения, размораживания замков эффективен Авторазмораживатель в аэрозольной упаковке. В его состав входят этиленгликоль, глицерин и др. Щеткой или ветошью удаляют слой снега или рыхлого льда, затем на обледеневшую поверхность распыляют средство. Оттаявшее стекло насухо протирают мягкой тканью. Чтобы предотвратить обледенение, размораживатель наносят на стекло тонким равномерным слоем. Очистить от загрязнений и обезжирить фрикционные накладки, а также металлические детали тормозов и сцепления поможет средство в аэрозольной упаковке типа Стоп. Баллон встряхивают, содержимое распыляют с расстояния 6—8 см на обрабатываемую деталь до полного удаления грязи. Пользуются таким средством при температуре баллона не
ниже 15 °С. Если СЛОЙ грязи толстый, ее предварительно удаляют механическим способом.
Лучше всего использовать для мытья резиновый шланг, но только без металлического наконечника, чтобы ненароком не поцарапать покрытие кузова. Для мойки необходима также щетка с длинным мягким волосом либо большая малярная кисть. Очень многие автолюбители для мойки кузова используют поролоновую губку или тряпку. С применением этих средств надо быть внимательным: они хорошо удерживают в себе грязь, которая, как наждак, может испортить верхний слой покрытия кузова.
Запомните, вы затратите меньше труда, если будете мыть автомобиль сразу после поездки, когда грязь еще не засохла; но обязательно подождите, пока остынет капот, так как при резком охлаждении водой в покрытии возможно образование микротрещин. По этой же причине не мойте автомобиль летом под прямыми солнечными лучами.
Если автомобиль моют с помощью шланга, то, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие, давление воды не должно быть слишком большим. Только для мойки днища автомобиля в целях экономии воды его можно несколько увеличить.
Засохшую грязь нельзя скоблить твердыми предметами, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие автомобиля, сначала ее следует размягчить слабой струей воды.
После удаления капель воды поверхность кузова протирают чистой сухой тряпкой. Очень важна эта последняя операция, на которую, как правило, не обращают внимания: удаление с чистой поверхности оставшихся капель воды. Капли воды действуют как лупы. Сконцентрированные ими солнечные лучи образуют на лакокрасочном покрытии кузова белесые пятна. Для удаления капель лучше всего использовать замшу, предварительно смоченную в чистой воде и отжатую.
Мыть автомобиль следует холодной или теплой водой, но не горячей. Разница между температурами кузова и воды не должна превышать 15—20 С. Если мыть автомобиль горячей водой, это приведет к образованию микротрещин в краске и последующему быстрому ее разрушению. Поэтому, если автомобиль стоял длительное время на морозе, его целесообразно поставить в теплое место для обогрева, а перед выездом на мороз вымытую поверхность надо хорошо протереть ветошью.
Особое внимание уделяют стеклам. Их не рекомендуется протирать сухими тряпками, а сухое ветровое стекло — очищать щетками стеклоочистителя. Объясняется это требование тем, что сухая грязь и пыль, попадая на тряпку, воздействуют на стекло как наждачная бумага и царапают его. Стекло тускнеет, каждая царапина преломляет световые лучи под разными углами. В ночное
время это является одной из причин ослепления водителя от света фар встречного автомобиля.
Периодически, для удаления со стекла пленки, образующейся от трения резины по стеклу и мешающей очистке стекла от воды, полезно протереть ветровое стекло и щетки стеклоочистителя 10— 15%-ным раствором соды.
Остатки воды после мойки способствуют разрушению краски и развитию коррозии. Удаляют остатки воды сушкой и обтиркой. На станциях технического обслуживания для этих целей автомобили обдувают воздухом. Лучше всего автомобиль обтирать чистыми тряпками, замшей, фланелью, периодически промывая их в воде. Во время обтирки кузова с него снимается серый налет грязи, находящийся в дисперсном состоянии и плохо смываемый струей воды.
Если на улице мороз, а вы вымыли автомобиль в теплом помещении, то, прежде чем выехать на улицу, протрите кузов насухо. Иначе капли воды замерзнут, и под ними в лакокрасочном покрытии кузова могут образоваться трещины.
Перед тем как начнете мыть кузов, не забудьте прочистить дренажные отверстия дверей, порогов, а также передних крыльев, иначе попавшая во внутренние полости вода будет являться активным источником коррозии.
По трудности удаления с поверхности автомобиля, загрязнения можно условно подразделить на три вида: слабосвязанные (песок с глиной), среднесвязанные (песок с глиной и с примесями органических и маслянистых веществ) и прочносвязанные (смолистые загрязнения).
Слабосвязанные загрязнения можно смыть водой, среднесвязанные и прочно связанные загрязнения удалить с помощью одной только воды вряд ли удастся. Но все они удаляются с помощью моющих средств. При этом, первое правило: нельзя использовать для мытья кузова
автомобиля обычные синтетические моющие средства, а также мыло.
Для мытья лакокрасочных покрытий, а также обивки и пластмассовых деталей автомобиля применяют автошампуни, куда входят поверхностно-активные вещества, спирты, карбоксиметилцеллюлоза, триполифосфат натрия, капролактам, жидкое натриевое стекло, полиакриламид.
Рецептуры автошампуней разрабатываются с таким расчетом, чтобы они не оказывали коррозионного действия. Есть автошампуни, применение которых способствует антикоррозионной защите.
Автошампуни выпускаются в виде жидких, пастообразных и порошкообразных препаратов.
Жидкими автошампунями моют лакокрасочные покрытия и обивку автомобилей, для чего, по инструкции, определенное количество шампуня растворяют в воде и с помощью губки, ветоши или мягкой щетки моют поверхность, затем обмывают ее чистой водой. Шампунь можно использовать на моечных установках: 50 г на автомобиль. Для этих же целей служит автошампунь концентрированный, который перед ручным мытьем разбавляют водой в соотношении 1 : 200, затем моют поверхность автомашины как обычным шампунем.
Механическая мойка производится согласно инструкции для моечных установок. Расход препарата при автоматической мойке 35—50 г автошампуня на автомобиль.
Средствами типа автошампунь с антикоррозионным эффектом моют вручную или на моечных установках лакокрасочные покрытия автомобиля так же, как концентрированными. В эти шампуни входят антикоррозионные добавки, устраняющие коррозионное действие воды на металл. Эти шампуни особенно рекомендуется применять для мытья поврежденного лакокрасочного покрытия.
ДЛЯ мытья и кратковременной консервации лакокрасочных покрытий автомобилей эффективны порошкообразные средства. Определенное количество порошка растворяют в 10 л воды. Кузов автомобиля обмывают водой, затем смачивают приготовленным раствором и равномерно смывают загрязнения начиная с крыши. Вся поверхность кузова при этом должна быть постоянно влажной. После мытья кузов ополаскивают несильной струей воды, чтобы не разрушить образовавшуюся защитную пленку.
Высокой эффективностью обладают автопрепараты для мытья порогов, предназначаемые для промывки закрытых полостей и днища кузова перед антикоррозионной обработкой.
А как моют автомашины в автосервисе?
В автосервисе приводить машину «в человеческий вид» начинают с наружной мойки. В ведро наливают автошампунь, затем воду — такой порядок позволяет лучше перемешивать компоненты. Температуру воды контролируют не слишком строго: руки мойщика должны легко терпеть ее. Если вода горячая, придется ждать, пока остынет, поскольку лакокрасочному покрытию кузова горячая вода вредна. Совсем холодная вода также ни к чему, стынут руки, и шампунь работает хуже.
Показатель качества шампуня — пена, хорошие шампуни сильно пенятся. Пена при мытье кузова выполняет роль смазки, препятствующей образованию царапин, и удерживает поверхностно-активные вещества, специальные очистители и воски на протяжении всей мойки. При использовании высококачественных автошампуней на поверхности кузова остается восковой защитный слой. Удобно мыть специальной губкой, с порами, в которые попадают твердые частицы и не царапают краску. Плотный поролон в качестве губки для мытья не годится. Можно мыть специальной щеткой.
Затем кузов ополаскивают большим количеством чистой воды и вытирают. Можно не вытирать, но если автомобиль высохнет на солнце, кузов покроется белыми пятнами: это растворенные в воде соли. Вытирают машину замшей, она хорошо впитывает воду, не оставляет на кузове волокон и одновременно втирает и располировывает воски. С очищенной поверхности лучи света отражаются параллельно и создают над лакокрасочным покрытием сияние. Замша может быть натуральная, но выгоднее пользоваться синтетической. Она дешевле, а служит не меньше и не хуже. Замшу неплохо заменит и старое махровое полотенце, именно старое. Новое полотенце хуже.
Если вы заметили, что верхний слой лакокрасочного покрытия начал разрушаться, можно с помощью автокосметики немного его улучшить. Для этого воспользуйтесь восстановителями цвета Color Back или «Антицарапин-Реставратор». Благодаря сверхтонкому абразиву и быстродействующим очистителям эти препараты помогают отшлифовать кузов хорошо и быстро. Восстановители снимают окисление (тусклый, шероховатый слой краски), восстанавливают цвет и блеск и завершают подготовку поверхности для нанесения защитного воскового полироля.
Хорошо восстанавливает покрытие универсальная паста «Антицарапин». Она не повреждает краску, но выравнивает шлифовкой неглубокие царапины. После этого остается только защитить покрытие восковым полиролем.
Если царапина достигает грунта или металла, шлифование тут не поможет, но дефект надо скрыть. Царапину заполняют восковым тонирующим карандашом, затем обрабатывают цветообогащенным (содержащим необходимый пигмент) полиролем.
Когда лакокрасочное покрытие окислено несильно и блестит, после мойки и протирки переходят к защитной
полировке. Для этого служат бесцветные или цветообога-щенные полироли, содержащие воск. Ими маскируют микротрещины. Они выравнивают поверхность, заполняют микротрещины, образуя защитный слой. Зерно микроабразивной пудры этих полиролей очень мелкое, она гладит поверхность. Процесс абсолютно безопасен для лакокрасочных покрытий.
Если автомобиль новый, мероприятия по удалению или маскировке поверхностных дефектов не нужны, можно сразу наносить защитный слой. В качестве защитного хорошо зарекомендовал себя неабразивный консервант блеска Gloss Guard. Консервант образует полимерное покрытие, которое защищает краску от пагубного влияния окружающей среды. Образованная консервантом прочная и скользкая пленка активно отталкивает грязь. Этот консервант блеска можно использовать на автомобилях постарше, в качестве дополнительного средства защиты поверхности, уже обработанной каким-либо восковым полиролем. Последовательность используемых препаратов такова: шампунь, восстановитель цвета, полироль и консервант блеска. Все препараты применяются по инструкции: их наносят, дают подсохнуть, затем располировывают.
Как часто надо проводить такую профилактическую обработку кузова? Верный признак такой: как только влага на поверхности кузова перестала собираться в капельки, пора обрабатывать кузов по полной программе. Детали из пластика (бамперы), как правило, пористые. Механически грязь из углублений не удалить, но можно использовать принцип ее химического замещения, например, чистящим составом Trim clean. Потом обработка продолжается средством, содержащим пигменты («Черный хром»). При обработке пластика принцип тот же — сначала поверхность очищают, затем покрывают защитным слоем. Для полного удовлетворения стоит позаботиться и о шинах.
С грязью поможет справиться любой универсальный очиститель для винила, пластика и резины. Но консерванты для резины почти не встречаются, есть комбинированные средства очиститель + консервант. На сроке службы покрышек обработка не скажется, но общий вид автомобиля улучшит.
О расходах. В столице профессиональная мойка, восстановительная полировка и химчистка стоят от 200 у. е. и выше. Дорого! Комплект препаратов для самостоятельной обработки обойдется в 30—50 у. е. Некоторых препаратов из этого набора хватит надолго, других — на очень долго. Стоимость своего труда мы обычно не считаем, так что решение очевидно, экономия огромная.
Для очистки особо загрязненных мест, пятен, ржавчины существуют пятновыводители. (Ими можно удалять загрязнения не только с автомобиля, но и с одежды и мебели.) Эти препараты находят стабильное применение как в период эксплуатации, так и при ремонте автомобиля. Их подразделяют на средства для чистки лакокрасочных и металлических поверхностей, а также чистящие средства для двигателя и очистители стекол.
Для удаления битумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочных поверхностей автомобиля достаточно эффективны жидкие препараты типа автоочиститель битумных пятен. Они содержат высокоактивные растворители (трихлорэтилен, керосин и др.). Чтобы удалить битумное пятно, очистителем увлажняют тампон из ваты или ткани и протирают загрязненное место, не допуская подтеков. Толстый слой битума предварительно размягчают обильно смоченным тампоном. После обработки поверхность вытирают сухой мягкой тканью.
Автоочиститель битумных пятен выпускают и в аэрозольной упаковке. Очиститель распыляют на очищаемую поверхность, а через 1 мин пятна удаляют тампоном.
После обработки поверхность протирают сухой мягкой тканью.
Чтобы удалить с металлических поверхностей ржавчину химическим способом перед нанесением на них антикоров битумных для днища или перед окраской применяют пастообразные очистители ржавчины типа Омега-1. В их составе карбоксиметилцеллюлоза, ортофосфорная кислота, аэросил, ингибитор. С помощью этих средств удаляют ржавчину с горизонтальных, вертикальных и потолочных металлических поверхностей. Сначала поверхность металла очищают от пластовой и рыхлой ржавчины, потом тщательно размешанный очиститель наносят шпателем или кистью слоем 1—3 мм на ржавую поверхность и выдерживают 5—30 мин, в зависимости от толщины слоя ржавчины. Затем очиститель удаляют сухой тканью или щеткой, поверхность протирают насухо.
Для быстрого удаления грязи, масел и других нерастворимых в воде загрязнений с поверхности двигателя и агрегатов автомобилей эффективны жидкие автопрепараты типа автоочиститель двигателя. Их выпускают как в обычной, так и в аэрозольной упаковке. Автоочиститель двигателя содержит бутиловый спирт, поверхностно-активные вещества, уайт-спирит и др. Перед употреблением этих автоочистителей предварительно отсоединяют аккумуляторную батарею.
Способ употребления прост. Перед употреблением очиститель взбалтывают, затем наносят на загрязненную поверхность распылителем или кистью. Через 10—15 мин загрязненное место промывают водой до полного удаления образующейся эмульсии. Чтобы очистить двигатель автомобиля, потребуется 500—700 см3 этого средства.
Очиститель двигателя в аэрозольной упаковке особенно удобен для обработки труднодоступных мест в двигателях воздушного охлаждения. Перед распылением
очистителя также сначала отсоединяют аккумуляторную батарею, а баллон встряхивают. Через 1—2 мин после распыления загрязненное место промывают водой до полного удаления образующейся эмульсии. (Коль скоро речь зашла о чистке двигателя, напомним, что чистить двигатель с помощью бензина нельзя!)
Для очистки ветровых, боковых и задних стекол кузова автомобиля при умеренных и низких температурах (до 27 С) применяют жидкие автопрепараты типа автоочиститель стекол, содержащие спирты, ПАВ (поверхностно-активные вещества) и др. Мыть стекла автомобиля очистителем для оконных стекол не рекомендуется. Ветровые стекла чистят вручную либо при помощи смывателя. Очиститель разбавляют водой в соотношении 1 : 5. При низких температурах (ниже — 5 °С) нужно заполнять бачок омывателя ветрового стекла неразбавленным очистителем. Препараты для чистки стекол продают также в аэрозольной упаковке.
Чтобы удалить загрязнения с лакокрасочных покрытий и декоративных деталей автомобиля без воды (в зимнее время), можно использовать быстромоющие средства с силиконом. При пользовании средствами этого типа на очищенной поверхности образуется защитная пленка, предохраняющая лакокрасочные и гальванические покрытия от атмосферных воздействий. Препараты наносят на загрязненную поверхность при помощи губки. Через 3—5 мин загрязнения удаляют ветошью, а очищенную поверхность располировывают сухой мягкой тканью. И в данном случае напомним читателю, что для снятия труд-носмываемых пятен на лакокрасочном покрытии пользоваться бензином недопустимо.
Не стоит забывать и о таких средствах, как автоочистители накипи. Эти жидкие или порошкообразные средства служат для снятия накипи из системы охлаждения
автомобилей. Жидкие средства содержат уксусную кислоту, динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты, карбоксиметшщеллюлозу, ПАВ и др.
Технология применения их следующая. Средство разбавляют водой (1:7), и полученный раствор заливают в систему охлаждения. Двигатель запускают на 1—3 ч (в зависимости от количества накипи), затем содержимое сливают и трижды промывают систему: раствором кальцинированной соды (стакан соды на 8 л воды), горячей водой, холодной водой. Расход препарата: для системы охлаждения вместимостью 8 л достаточно 1 л автоочистителя.
Для снятия нагара с головок цилиндров, поршней, клапанов выпускных трубопроводов и свечей зажигания двигателей применяют автопрепараты типа автоочиститель нагара, содержащие растворители (керосин, ксилол и др.) и автомобильное масло. Используют препарат при прогретом двигателе в соответствии с указанным на этикетке способом применения.
Много проблем автолюбителям доставляют зимние холода. Для удаления льда и инея со стекол автомобиля, предотвращения их обледенения, размораживания замков эффективен Авторазмораживатель в аэрозольной упаковке. В его состав входят этиленгликоль, глицерин и др. Щеткой или ветошью удаляют слой снега или рыхлого льда, затем на обледеневшую поверхность распыляют средство. Оттаявшее стекло насухо протирают мягкой тканью. Чтобы предотвратить обледенение, размораживатель наносят на стекло тонким равномерным слоем. Очистить от загрязнений и обезжирить фрикционные накладки, а также металлические детали тормозов и сцепления поможет средство в аэрозольной упаковке типа Стоп. Баллон встряхивают, содержимое распыляют с расстояния 6—8 см на обрабатываемую деталь до полного удаления грязи. Пользуются таким средством при температуре баллона не
ниже 15 °С. Если СЛОЙ грязи толстый, ее предварительно удаляют механическим способом.


